Музыкально-развивающая среда и способы ее интеграции
13 ноября 2015
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Одно из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Примерные виды интеграции образовательной области
«Музыка» По задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы: Физическая культура Коммуникация Познание Социализация Здоровье Безопасность По средствам организации и оптимизации воспитательно-образовательного процесса «Художественное творчество» «Физическая культура» «Чтение художественной литературы» Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в его деятельности, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности является создание предметно-развивающей среды. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. А это предполагает обновление предметно-развивающей среды ДОУ. Мы обогатили обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметная среда должна представляет собой систему предметных средств, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации творческой деятельности. Но при этом, исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер, а так же - ее вариативность и опора на личностно-ориентированную модель воспитания. Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.) становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. На основе интегративного подхода дети: а) активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
б) проходят через закономерные стадии развития;
в) обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное развитие;
г) неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. . Обстановка в группе должна быть создана таким образом, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно делать выбор.
|
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Мы, с одной стороны, являемся авторами среды, с другой стороны - ее компонентом. Авторами потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творим, проектируем и создаем среду. Компонент потому, что определяем свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий. Все эти виды использования среды и педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития. Современная ситуация в образовании ставит воспитателей в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. Организатором среды является воспитатель, который постоянно должен проявлять интерес к музыкальным играм, показывать возможности музыкальной предметной среды, создавать творческие ситуации, сам проявлять творчество, играя с детьми. В результате у детей возникает большой интерес к музыкальным играм и игрушкам, они часто играют с ними, проявляя активность и креативность. Музыкально-образовательная среда группы состоит из музыкального и предметного компонентов. Музыкальный компонент представлен непосредственно музыкой, независимо от её источника. Все остальное относится к предметному компоненту, в том числе и музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон). Но в музыкально-образовательной среде обязательно присутствует и социальный компонент, поскольку в любой среде происходят и социальные взаимодействия ребенка, которые накладывают заметный отпечаток на его развитие и формирование. Окружающие ребенка сверстники и взрослые люди, с одной стороны, составляют его среду обитания, с другой – взрослые являются организаторами педпроцесса. Говоря о социальной составляющей среды, необходимо выделить организацию мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Задача поддержания такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, важная и самая сложная задача педагогов. Таким образом, музыкально-творческая среда характеризуется творческой атмосферой, а также разнообразным предметным и информационным наполнением. Рекомендации по оборудованию такой среды я нашла в статье Е. Ю. Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" (сборник "Опыт лучших- детям. Об инновациях в дошкольном воспитании")
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать: 1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 2. Разнообразие оборудования. 3. Учет возрастных особенностей (интересов и возможностей) детей. 4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 5. Наличие в содержании как консервативных, так и проблемных компонентов. 6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 7. Возможность переноса оборудования в другие места. 8. Способы интеграции (на которых мы подробнее остановимся чуть позже) Среда совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе вне занятий представлена следующими пособиями: Для музыкальной (аудиальной) среды необходимы: Магнитофон, кассеты, видеодиски, диски с записью осваиваемого детьми музыкального репертуара, с записью детских разнообразных песен, доступных для соответствующего возраста; с записью инструментальной музыки, необходимой для использования перед сном, во время еды, для релаксации и т. п.; Для предметно-развивающей среды необходимы: I БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующих развитие восприятия музыки Музыкально-дидактические игры, пособия Элементы ряжения для хороводных, музыкально-сюжетных игр Набор детских музыкальных инструментов II БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующий музыкально-исполнительскую деятельность Три куба с картинками, соответствующими содержанию разучиваемого с детьми репертуара (один – по певческой деятельности, второй – по музыкально-ритмической деятельности, третий – по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах). III БЛОК ПОСОБИЙ, побуждающих к музыкально-творческой деятельности: Музыкально-творческие упражнения «Сочини песенку», «Придумай свой танец» Неозвученные инструменты для творческих импровизаций «Сыграй музыку» (под аудиозапись музыкального произведения ребенок передает темп и динамику звучания музыки). Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами. Среда самостоятельной музыкальной деятельности та же самая, что и для совместной деятельности с воспитателем, только ребенок по своему желанию выбирает пособия, игры и инструменты |



